Ежедневно миллионы людей совершают авиаперелёты. И, к сожалению, иногда случается неизбежное: кто-то умирает во время полёта. Вызов скорой помощи на высоте 10 000 метров невозможен, и экипажу приходится самостоятельно справляться с трагической ситуацией. Существуют специальные протоколы, которые авиакомпании и экипажи соблюдают, если пассажир скончался в воздухе. Разберёмся, как именно проходят такие случаи и что предпринимают бортпроводники.
Первые действия экипажа при смерти пассажира
Если пассажиру становится плохо, экипаж немедленно вызывает на помощь медицинских специалистов, находящихся на борту. В случае, когда врачей среди пассажиров нет или спасти человека не удаётся, объявляется о его смерти. Дальнейшие действия проводников чётко регламентированы:
- Сообщение капитану – бортпроводник информирует командира экипажа, который сразу же связывается с наземными службами. Это необходимо, чтобы в аэропорту назначения были готовы принять тело.
- Оказание медицинской помощи – если есть малейшие шансы спасти пассажира, экипаж или медики на борту проводят реанимационные мероприятия. Если смерть очевидна, они прекращаются.
- Фиксация времени смерти – в отсутствие врача на борту констатировать смерть официально сложно, но экипаж всё равно должен зафиксировать время, когда пассажир перестал проявлять признаки жизни.
Что делают с телом
После констатации смерти экипаж должен предпринять меры, чтобы обеспечить уважительное обращение с умершим и минимизировать стресс у остальных пассажиров.
- Перемещение тела – если в самолёте есть свободные места, тело стараются перенести в менее загруженную часть салона. В маленьких самолётах это сделать сложнее, поэтому умершего могут оставить на месте.
- Соблюдение приличий – тело накрывают одеялом, приглушают свет вокруг и стараются создать спокойную обстановку. Если у умершего открыты глаза, их закрывают.
- Пристёгивание ремнями – независимо от расположения, тело пристёгивают ремнём безопасности, чтобы оно оставалось на месте во время возможной турбулентности или во время посадки.
- Использование мешка для трупов – на некоторых авиалиниях предусмотрены специальные мешки, в которых можно поместить тело, чтобы избежать визуального контакта с пассажирами.
Как пассажиры реагируют на такие ситуации
Неудивительно, что смерть в полёте вызывает шок у окружающих. Поведение пассажиров варьируется: одни предпочитают не замечать происходящее, другие переживают стресс, а третьи стараются помочь экипажу. Иногда ближайших соседей умершего пересаживают, если есть свободные места, чтобы снизить их психологический дискомфорт. Разумеется, экипаж при этом делает всё возможное, чтобы сохранить спокойствие в салоне.
Как часто случаются смертельные случаи в самолётах
Хотя смерть пассажира во время полёта является редким явлением, это всё же происходит. В 2013 году исследование показало, что одна медицинская чрезвычайная ситуация случается на каждые 604 рейса. Чем дольше полёт, тем выше вероятность, что на борту кому-то станет плохо. Особенно это касается пожилых пассажиров или людей с хроническими заболеваниями.
Факторы, повышающие риск смерти во время полёта:
- Низкое содержание кислорода в салоне (может повлиять на людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями).
- Долгое сидение в одной позе (повышает риск образования тромбов и сердечного приступа).
- Перепады давления.
- Стрессы и тревога во время полёта.
Кто отвечает за действия после посадки
По прибытии в аэропорт местные власти и медицинские службы принимают тело, оформляют необходимые документы и начинают процедуру вызова родственников. Авиакомпания редко занимается этими вопросами напрямую, поскольку по законам каждой страны ответственность за умершего передаётся местным органам.
Итог
Смерть пассажира во время полёта – это редкое, но всё-таки неизбежное явление, учитывая количество авиапутешественников. Экипажи авиакомпаний имеют строго регламентированные действия на случай такой трагедии. Они сообщают капитану, стараются создать уместные условия для тела и минимизировать стресс у остальных пассажиров. Несмотря на профессиональную подготовку экипажа, смерть на борту остаётся сложной и эмоциональной ситуацией как для бортпроводников, так и для всех находящихся в салоне.