Резкий рост числа автоугонов в России связан не столько с желанием заработать на продаже машин, сколько с острейшим дефицитом запчастей. Автовладельцы сталкиваются с невозможностью отремонтировать даже популярные модели, а серый рынок подпитывает криминальный спрос на детали. В статье разобраны основные причины всплеска краж, мнения экспертов, реальные риски для разных марок и советы, как защитить свое авто в сложных условиях рынка.
В России угоняют автомобили ради запчастей
Страховые компании констатируют: число угнанных машин в первом квартале выросло на 70%. Это касается как легкового транспорта, так и грузовых автомобилей — последние разобирают на детали и быстрее всего уходят на серый рынок.
Особой популярностью пользуются корейские Hyundai Solaris, Kia Rio, отечественные Lada и УАЗ, а также китайские Chery и Haval. Чем более распространённая или редкая модель, тем выше спрос на её комплектующие.
Автопарк стареет — ремонт невозможен
Доля старых автомобилей в российском автопарке превышает 70%. Из-за снижения доступности новых машин, роста цен и ужесточения условий кредитования обновлять транспорт стало невозможно.
Запчастей не хватает — цены на детали выросли на 20–50%. На отдельные компоненты для Volkswagen, Audi, Skoda подорожание вдвое, на электронные части BMW и Mercedes-Benz — до 84%. Самый жёсткий скачок — датчики, блоки управления и механические элементы КПП и мотора.
Логистика под ударом, страховщики не спасают
Вместо прямых поставок автокомпонентов российский рынок зависит от параллельного импорта и маршрутных схем через третьи страны. Но любое ужесточение санкций — и детали исчезают из продажи даже в крупных центрах; ждать приходится месяцами.
Страховые компании ввели выплаты по КАСКО в виде денег, что способствует росту самостоятельного поиска запчастей и криминального спроса — «разборки» оказались под угрозой, жулики переключились на массовые кражи ради деталей.
Китайские и корейские марки в зоне риска
Дефицит коснулся даже новых, активно рекламируемых брендов. На автомобили Chery (Exeed, Omoda, Jetour), Great Wall (Tank, GWM, Haval), Geely (включая Zeekr) запчастей нет — особенно кузовных. Порой владельцам приходится ждать нужную деталь до пяти месяцев.
Появилась угроза из-за слабых штатных противоугонных систем. Эксперты из Газета.ру доказали: на популярных марках можно прописать новый ключ через открытое меню оборудования, коды к которому легко найти на Aliexpress.
Советы автовладельцам: как защититься
- Используйте дополнительные противоугонные устройства
- Систематически проверяйте электронные блоки и обновляйте программное обеспечение
- Храните информацию о транспортном средстве и не оставляйте его без присмотра
- Проверяйте подлинность заказанных запчастей на крупных платформах Яндекс.Маркет, vc.ru, Avito
- Внимательно читайте отзывы других владельцев, ищите решения на Автостат, Отзовик
Не покупайте детали с рук, выбирайте официальных сервисных партнёров — чем прозрачнее сделка, тем меньше шанс нарваться на криминал.
Что делать, если машину угнали
Сразу обращайтесь в полицию и страховую компанию, используйте приложения Госуслуги для подачи заявлений онлайн. Есть смысл записывать VIN-номера всех деталей, чтобы помочь найти авто или доказать право собственности. Следите за новостями — спрос на определения правового статуса запчастей повышается, и закон может меняться.
Обсудим?
А вы сталкивались с трудностями покупки деталей? Как обезопасить свой автомобиль в новых реалиях? Считаете, что производители обязаны решать проблему поставок? Кто, по-вашему, виноват — власти, бизнес или сами автовладельцы? Делитесь мнением, советуйте друзьям, ставьте лайк и обсуждайте статью!











