Один из крупнейших европейских операторов платных дорог, французская компания Vinci S.A., полностью завершил свою деятельность на российском рынке. Компания продала все свои активы, связанные с управлением платными автомагистралями, российской группе “Нацпроектстрой”. Это значительное событие, которое приведет к перераспределению владения и управления важными транспортными артериями страны.
Продажа доли в “Северо-Западной концессионной компании”
Основным активом Vinci в России была доля в ООО “Северо-Западная концессионная компания” (СЗКК), созданной в 2007 году совместно с российским “Мостотрестом”. СЗКК ответственна за строительство и эксплуатацию участка высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Vinci продала свою долю в СЗКК компании “Нацпроектстрой”, что подтверждают источники в РБК.
Финансовые показатели СЗКК: прибыльная компания перед продажей
В 2023 году СЗКК демонстрировала значительную прибыльность: чистая прибыль составила 4,6 миллиарда рублей при выручке в 11,55 миллиарда рублей. Предварительные данные за 2024 год показывают еще более высокие показатели: 5,8 миллиарда рублей чистой прибыли и 10,34 миллиарда рублей выручки. Эта прибыльность делает компанию привлекательным активом для российских инвесторов.
Приобретение “Объединенных систем сбора платы”
Кроме доли в СЗКК, “Нацпроектстрой” также приобрела 100% долю в ООО “Объединенные системы сбора платы”. Эта компания занимается обеспечением сбора платы на платных дорогах, что делает ее неотъемлемой частью инфраструктуры платных автомагистралей. Объединение СЗКК и “Объединенных систем сбора платы” под контролем “Нацпроектстрой” создает синергетический эффект и укрепляет позиции российской компании на рынке.
Рост трафика на платных дорогах: причины успеха
В прошлом году наблюдался значительный рост трафика на платных дорогах, управляемых “Автодором” (по всей видимости, имелся в виду “Автодор”, а не СЗКК напрямую, но контекст указывает на общий рост на дорогах подобного типа). Количество проездов увеличилось на треть и достигло 379 миллионов. Этот рост связан с открытием новых участков дороги, обеспечивающих бесперебойное движение между крупными городами, такими как Москва и Казань.
Возможные причины ухода Vinci: геополитические факторы и риски
Уход Vinci с российского рынка связан, вероятно, с геополитической ситуацией и возросшими рисками ведения бизнеса в России. Санкции и нестабильность могут повлиять на инвестиционную привлекательность проектов в стране. Продажа активов позволяет компании минимизировать потенциальные убытки и сосредоточиться на более стабильных рынках.
Заключение: новые игроки и новые вызовы
Уход Vinci с российского рынка платных дорог открывает новые возможности для российских компаний. “Нацпроектстрой”, приобретя активы Vinci, получила значительный рыночный вес и ответственность за управление важными транспортными артериями. Однако, это также повлечёт за собой новые вызовы и задачи по обеспечению эффективного управления и развития платной дорожной инфраструктуры. Успех “Нацпроектстрой” будет зависить от способности эффективно управлять приобретенными активами и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.