Минтранс предлагает легализовать овербукинг — продажу авиакомпаниями лишних билетов на рейс. Это должно урегулировать компенсации пассажирам и защитить самые уязвимые категории, но вызовет новый виток дискуссий о правах, ценах и реальной доступности авиаперелетов для всех граждан.
Овербукинг как диагноз: почему авиаотрасль продает больше билетов, чем мест
Российский рынок авиаперевозок давно живет по законам мировой авиаиндустрии: перевозчики продают билетов больше, чем кресел в самолете. Это экономически оправдано — часть пассажиров всегда не приходит на рейс, кресла могут остаться “пустыми”, а для компании это прямой убыток. Чтобы минимизировать такие потери, и возникает сверхбронирование, в том числе на популярных направлениях. Западные компании урегулировали проблему: у них действуют четкие компенсации за добровольный отказ и пересадку.
В России до сих пор нет ни юридического понятия овербукинга, ни обязательных компенсаций — пассажиры часто оказываются в проигрыше, столкнувшись с отказом выигрывать свои права.
Что реально меняется для пассажира: новые механизмы и гарантия компенсаций
Минтранс готовит законопроект, по которому пассажирам обязаны компенсировать от 25 до 100% стоимости билета за различные задержки и невозможность вылететь рейсом. Приоритет при посадке и пересадке дадут родителям с детьми, инвалидам, военнослужащим и пассажирам со стыковочными рейсами. Введение автоматизации выплат и обязательная добровольность отказа — ключевые моменты защиты граждан.
Удачный опыт западных рейсов — добровольное объявление, когда желающие получить компенсацию сами обращаются к сотрудникам аэропорта, а суммы иногда бывают весьма заметными. Компенсация может выражаться в деньгах или в виде купонов, что повышает интерес к такому “добровольному” отказу.
Скандалы, штрафы и “серые” схемы: кто выигрывает от “лишних” билетов сейчас
Пока законодательство не изменилось, авиакомпании, пойманные на перепродаже мест, отделываются небольшими штрафами, а пассажиры — нервами и дополнительными расходами. Реальные происшествия — задержка стыковочных рейсов, отказ в посадке, отсутствие компенсаций — порождают жалобы, публичные разбирательства, но редко приводят к реальному возмещению потерь.
При этом большинство компаний активно поддерживают легализацию овербукинга, будучи уверенными, что четкие правила будут более выгодны для них и позволят снизить риски убытков, связанные с отказами.
Практические советы пассажирам: как защитить свои права при обострении ситуации
- Всегда сохраняйте все документы о покупке билета и подтверждения регистрации — это основа для претензий и компенсаций.
- Следите за обновлениями своих прав через сервисы Госуслуги, крупные агрегаторы типа Яндекс.Путешествия или AviaSales.
- В случае отказа в посадке требуйте автоматической компенсации, не стесняйтесь обращаться к представителям перевозчика сразу.
- Если ваш билет стыковочный или вы летите с детьми, знайте, что теперь вы в приоритете и вас обязаны посадить.
- Добровольный отказ от полета — способ получить деньги, если время позволяет, но главное — добровольность участия.
Обсудим?
Легализация овербукинга — шаг к прозрачности рынка, но и к новым экономическим реалиям для потребителя. Как считаете, уменьшится ли хаос и вырастет ли защита пассажиров? Есть ли у вас опыт “лишнего билета”? Расскажите свою историю, обсудите, поставьте лайк и помогите другим разобраться!











